19 мая на заседании комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям депутат Александр Замиралов предложил ввести специальную маркировку для молочных продуктов, изготовленных из натурального сырья. Законотворцы идею одобрили, но решили вернуться к ней в июле – в начале сезона «большого молока». Тогда же станут ясны детали нового проекта, – какую площадь займет маркировка, как она будет выполнена, и на какие конкретно продукты будет наноситься.
Фермеры «за», эксперты – «против»
Инициатива вызвала противоречивую реакцию. Фермеры поддерживают предложение законотворцев, эксперты недоумевают – зачем вводить новые областные нормы, если существуют федеральный закон и технический регламент.
«Хорошая идея. С помощью маркировки покупатель сможет отличить натуральный продукт от суррогата. А фермеру приятно, что его товар, добытый кровью и потом, на прилавке будет отличаться от «молока», изготовленного из порошка и пальмового масла», — рассказывает руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «ферма Снежка» Валерий Зайцев.
Директор «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Яков Новоселов полагает, что сия инициатива ситуацию на рынке не изменит. Он напомнил, что это уже не первая попытка отделить зерна от плевел на прилавках молочных отделов. Федеральный закон запрещает называть «молоком» продукты, изготовленные из сухого молока и с применением тропических масел. Такие спреды должны маркироваться, как «молочные продукты» и продаваться отдельно. С 2008 года действует Технический регламент, запрещающий использовать технические и тропические масла и жиры при изготовлении молочных продуктов. На деле же это не выполняется.
«Пока не будет введен должный контроль с соответствующими штрафами, все эти инициативы бесполезны, — считает Новоселов. – Много ли вы видите «молочных продуктов» на полках магазинов? Их попросту нет. Потому что производителю ничего не угрожает за нарушение федерального закона. Введут новую маркировку – «из натурального сырья», ее также нанесут на все абсолютно продукты».
Штрафы способны разорить мелкого производителя, решившего добавить в молоко жиры, но совершенно не страшны международным корпорациям, поставившим производство «молочных продуктов» на поток.
Как подделывается молоко?
Споры вокруг применения пальмового масла в изготовлении молочных продуктов не утихают десятилетиями. Одни, как например, руководитель лаборатории пищевых продуктов НИИ питания РАМН Владимир Бессонов, считают, что пальмовое масло и содержащие его товары безвредны для здоровья, а дискредитируется данные ингредиент из-за появления в магазинах фальсифицированной продукции с неверной маркировкой.
А вот бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко отмечает: в Советском союзе пальмовое масло использовали для производства туалетного мыла, а в 90-е кто-то решил, что оно подойдет и в пищевой промышленности.
Специалисты выделяют разные фракции пальмового масла – легкие, более безопасные, и тяжелые, употребление которых негативно сказывается на сердечнососудистой системе. Пытаясь сэкономить на сырье, недобросовестные предприниматели зачастую покупают тяжелые масла, стоящее дешевле легких.
Фермеры в регионах надеялись, что с введением продуктового эмбарго, они получат шанс на расширение своего бизнеса, однако роста производства отечественного молока практически не произошло. Эксперты считают, что это связано с тем, что крупные производители используют суррогатные добавки – пальмовое масло и животные жиры. В среднем каждая десятая упаковка молока в российских магазинах фальсифицирована.
Эта цифра верна и для нашего региона. По данным регионального Роспотребнадзора, в среднем 10% молочной продукции, продаваемой в Новосибирской области, «молочной» можно назвать с большой натяжкой. Причем большая часть фальсификата изготовлена в других регионах страны. Госконтролеры и общественники регулярно проводят проверки магазинов и торговых сетей, каждый раз выявляя десятки нарушений. Самые «популярные» — нарушение правил маркировки и продажа «молочных напитков» и спредов вместе с продуктами, изготовленными из натурального сырья.
В Новосибирской области ситуация на рынке молока выглядит вообще абсурдом. Закупочные цены на молоко снижаются, а ценники на молочную продукцию в магазинах не меняются. По мнению областных депутатов это связано с тем, что крупные производители при изготовлении молочных продуктов используют пальмовое масло. Это мешает пробиться на рынок местным сырам и молоку, изготовленному без применения посторонних добавок.
Между тем, и сами фермеры, и экономисты отмечают, что в Новосибирской области слабо развита сфера переработки молока. Своя переработка есть всего у нескольких крупных сельхозпредприятий. Остальные вынуждены продавать продукцию в Кемеровскую область и Алтайский край. Там молоко перерабатывают в сыры и йогурты, после чего везут обратно в Новосибирск.
Причем сейчас закупочная цена на молоко составляет 19 рублей за литр. По мнению фермеров, это ниже себестоимости. И это при том, что сезон «большого молока» еще не начался.
Сможет ли новая инициатива новосибирских депутатов сделать молочный рынок в области открытым и прозрачным для потребителя, пока, — большой вопрос.
Юрий Шаровский
Фото: lookbio.ru




