Новосибирский ученый назвал причину неизбежного поражения Империи в «Звездных войнах»

Трубицын отмечает, что силы добра в фильме опираются на сетевые начала, в то время как силы зла предпочитают иерархическую систему. По мнению ученого, к сетевому типу организации общества в «Звездных войнах» с оговорками можно отнести Орден Джедаев эпохи Республики и особенно антиимперское движение повстанцев. Для этого типа обществ характерна слабая иерархичность, высокая роль горизонтальных связей и личных отношений, строящихся на доверии.

У участников сети высокая самостоятельность и инициативность. А открытость информации внутри сетевого сообщества позволяет достигать высокого уровня коллективной солидарности и сплоченности его членов.

«Основанная Императором и Дартом Вейдером Галактическая Империя в свою очередь представляет собой реализацию концепта иерархического, то есть жестко структурированного общества, управление которым предельно централизовано. В этом отношении Империя сильнее побежденной плохо отрегулированной иерархии Галактической Республики. Провозглашенные в Империи стабильность и порядок опираются на страх, внушаемый первыми лицами государства, серьезную военную силу и, возможно, бюрократию на местах, как эффективный рычаг отчужденной от населения власти», — цитирует ученого сайт НГУ.

При этом главным и изначальным изъяном «империи зла» Трубицын называет отсутствие в этой системе ценностного наполнения. «Она обещает подданным высокую стабильность и безопасность, но фактически держится на их страхе, — говорит философ.

По его мнению, противостояние Империи и ее противников порой напоминает известный библейский сюжет противостояния пастуха Давида и силача Голиафа. Колоссальную мощь Империи олицетворяют монументальные звездные корабли, крупные наземные боевые машины, большие массы солдат-штурмовиков. Но военное превосходство Империи в итоге оказывается бесполезным. Громоздкая военная машина не смогла победить рассеянные сети сопротивления. Действия штурмовиков Империи скованы страхом совершить ошибку, поэтому они склонны неукоснительно следовать инструкциям. Так что в критической ситуации инициатива всегда находится в руках повстанцев, мыслящих нешаблонно и действующих более смело, а порой и непредсказуемо для противника.

«Победа повстанцев над Империей в каком-то смысле означает победу хаоса (вдохновленного идеей свободы, но все же хаоса) над порядком (тоталитарным, но порядком), после чего все начинается сначала (VII Эпизода «Пробуждение Силы»). Авторы фильма явно склонны к манихейству: силы добра («повстанцы-свобода») всегда противостоят силам зла («Империя-рабство»). Это одновременно хорошо отражает американскую мифологию и идеологию и прекрасно вписывается в каноны масскульта», — заключает Трубицын.

Фото: cont.ws