Согласно результатам опроса, проведенного 4 и 5 апреля, об этой истории слышали 38 % россиян, в том числе 10 % знали историю в подробностях и 28 % в целом были в курсе произошедшего. 59 % оказались не в курсе произошедшего.
ВЦИОМ также попросил своих респондентов оценить версию оперы «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина, где молодой Иисус Христос живет «греховной» жизнью и наслаждается плотскими удовольствиями. Социологи предложили выбрать один из следующих ответов:
- Святотатство, оскорбление религиозной святыни
- Пиар, попытка прославиться, привлечь к себе внимание
- Современное искусство, перформанс, творческая самореализация
- Хулиганство, преступление
Социологи заявляют, что 31% опрошенных выбрал первый вариант (святотатство), 24 % заявили о самопиаре, 14 % признали в спектакле современное искусство,12 % назвали постановку преступлением. При этом очевидно, что спектакль, прошедший в оперном четыре раза, подавляющая часть респондентов ВЦИОМа видеть не могла.
Последний вопрос, который задали социологи о «Тангейзере», был посвящен оскорблению интерпретацией образа Христа чувств россиян. Идет ли речь и религиозных чувствах либо каких-то других, исследователи уточнять не стали. В итоге 47 % опрошенных «скорее оскорбились», а 31 % — «скорее нет». При этом среди православных «оскорбившихся» оказалось 53 %, «неоскорбившихся» — 28%. Последователи других религий «оскорбились» немного меньше — 44 %, «не оскорбились» — 26 %.
У 46 % атеистов и неопределившихся со своей верой чувства постановка «Тангейзер» «скорее не оскорбила», 19 % из них «оскорбились».
Эпопея вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирске началась в конце февраля 2015 года. В отношении директора театра и режиссера оперной постановки прокуратура возбудила административное производство по части «публичного осквернения предметов религиозного почитания». Поводом послужило обращение митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, уверенного в том, что постановка оскорбляет религиозные чувства верующих.
10 марта мировой судья Центрального района Новосибирска прекратила административные производства в отношении директора театра и режиссера спектакля за отсутствием состава правонарушения. К делу также были приобщены заключения религиоведов. В них отмечено, что религиозная символика и атрибутика в спектакле трактуются с художественной точки зрения и ни в коем случае не являются сакральными.
Позднее прокуратура обжаловала решение мирового судьи. После этого, 3 и 6 апреля, Центральный районный суд Новосибирска окончательно прекратил административные производства.
29 марта директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич был уволен по приказу министра культуры РФ господина Мединского. На его место был назначен генеральный директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге Владимир Кехман, который приступил к исполнению обязанностей 31 марта. Новый директор оперного снял спектакль «Тангейзер» с репертуара первым своим решением.
Фото: Анна Захарова




