«Наука – это нечто общее, что объединяет нации»

Премия присуждена за фундаментальные исследования антистоксовых нанокристаллов и создание передовых технологий на их платформе.
— Наука всегда эволюционировала вслед за литературой. Но не за комиксами, а за научной фантастикой. Наша технология в каком-то смысле является наномашиной. То есть на основе неорганических нанокристаллов мы пытаемся строить природоподобные системы, которые, попадая в организм, могут управляться извне светом. А дальше уже наша задача — выбрать, какую основу заложить в эти самые наномашины, которые мы запустили в кровь. Например, эти наночастицы могут бороться с рядом заболеваний. Скажем, если мы смогли доставить их к опухолевой ткани, дальше нам остается просто сказать нашей наномашине — вы пришли куда нужно, теперь надо убить этих нехороших ребят. И они начинают крошить опухолевые клетки в капусту, повинуясь команде инфракрасного света. Мы уже проводим такие эксперименты с малыми животными.
Касаясь вопросов финансирования и восприятия общественностью самого термина «наночастицы», Е. Хайдуков пояснил, что к одиозной компании «Роснано» ученые не имеют никакого отношения. Они обращались в эту госкорпорацию за небольшим финансированием для своих разработок, но денег им не выделили. (При этом «Роснано» считается растратчиком 70 миллиардов рублей, которые были израсходованы без результата). Ученый и его коллеги получают финансирование в виде грантов от Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) и Российского Научного Фонда (РНФ).
Евгений Валерьевич отметил, что, несмотря на действия «Роснано», компрометирующие исследования нанотехнологий, термин «нано» остается научным термином.
— В России для молодых ученых созданы довольно комфортные условия. Пошли некие пертурбации с финансированием, с поддержкой молодежи. Но в целом, если говорить о людях до 35 лет, то у них все в порядке. Многие молодые ученые уезжают за границу, но на эту ситуацию нужно смотреть немножко шире. Наука не может быть российской, китайской или американской. Наука — это нечто общее, что объединяет нации. И в этом смысле я не вижу ничего плохого, когда молодежь едет за границу. У нас эта практика еще со времен Ломоносова. Мы исторически ездили туда, набирались опыта, возвращались обратно и делали здесь замечательные вещи. Поэтому, мне кажется, напротив, нужно поддерживать желание молодежи поехать туда поучиться. Ведь с большой долей вероятности человек там не останется, вернется, потому что у него здесь родители, друзья, другие связующие вещи. Я бы открыл ворота и сказал — езжайте, товарищи, учитесь, стажируйтесь. Это пойдет нам всем только на пользу. Просто там все гораздо быстрее. Люди там гораздо больше и быстрее коммуницируют между собой, что очень важно для науки. Потому что сегодняшняя наука не делается одним человеком, она делается группой лиц.
Подробности: Ученый Евгений Хайдуков: Наука не может быть российской или американской — Аргументы Недели (argumenti.ru)